Аксенова Н-М.,
руководитель студии “Юный искусствовед” ГМИИРТ,
Нейдерова Н.Н., руководитель
студии “Юный художник” ГМИИРТ
Выставка “Мой
город Казань” показывает работы художников, маленьких и взрослых, профессионалов
и любителей. Она рассказывает о том, какие разные люди могут искать и находить
интерес, радость, любовь, счастье в жизни и в искусстве. Дети музейных
студий “Юный искусствовед” и “Юный художник”, от 3- летних до 15-летних,
а с ними их единомышленники и друзья- художники, педагоги, музыканты, поэты,
изостудия “Ступени” Кировского района размышляли
о том, что искусство повсюду и рядом: мой город. Родная улица. Парк. Мой
дом. Мама и папа. Деревья и солнце. Красивые вещи. Музей... Что считать
красивым и некрасивым? Что такое искусство? На одном из занятий кружка
в офортной мастерской М.К.
Мавровская, известный художник старшего поколения казанских графиков, сказала:
“Рисуйте старые улицы, пока они еще живы”, А.Г.Хуторов
- профессиональный художник, постоянно внушает: художником может стать
только упорный и трудолюбивый. Вместе со всеми он рисует, требуя от работы
к работе уровня изобразительных навыков. А вот художник В.С.Гурьянов
- другой. Он рассказывает и рисует так чувственно, что хочется самому взять
краски и рисовать-рисовать! Даже такому “мальчику-наоборот)*,
как наш Федя Гончаров, или, к примеру, пятилетнему “критику- скептику” Артурчику.
Так случилось с Далией Шайхутдиновой. Она нарисовала
дом на улице Тельмана, свою родную улицу Ахтямова,
Бурнаевскую мечеть, деревья, небо, солнечный свет и дома, старые и современные,
большие и малюсенькие, деревянные и каменные, узорчатые - всякие...
На одном крылечке
сидели подружки Диана и Гузель. Они рисовали
дом № 9 на улице Тельмана.
Один и тот же дом получился разным: ведь каждая выразила свой взгляд. Бережное
отношение к историческому наследию, внимание, любовь к деталям - почти
в каждой работе студийцев Кировского района.
Такое видение мира исходит от чуткого сердца педагога Натальи Сергеевны.
Ее работы рядом с рисунками ее воспитанников.
Под впечатлением
увиденного в Раифе, в русских храмах, татарских
мечетях, под впечатлением пережитого в музеях - историческом, изобразительном,
литературном музее Е.Боратынского - сделаны рисунки Ангелины
Титовой, Георгия Дернова, Риты Антоновой, Оли Маркеловой,
Ангелины Кузьминых, Маши Ефремовой..., много
и таких, которые не успели попасть на выставку, потому что “не дорисовали”.
Захар Хасанов самобытен фантазией; рисунки Жени
Андреева, пожалуй, самые оригинальные: “Черти жарят грешников в аду”. “Святая
Троица”. “Запоздавшая птица летит на юг”. Евгению Андрееву сейчас 13 лет,
а рисунки на выставке - десятилетнего Жени. Тринадцатилетний художник хочет
рисовать по-другому - реалистически.
Он понимает, что этому надо учится. У него от природы яркое самобытное
воображение, без чего немыслимо искусство. Так пожелаем ему терпения и
времени успевать.
Выставка размещается
в трех залах библиотеки, в отделе искусства. В читальном зале, самом просторном,
весело - радостно, и кажется еще светлее от детских рисунков 4-5-6-летних
и сочной живописи В.С.Гурьянова. Что художник В.Гурьянов
самый живописный, увидели первыми юные зрители: наверняка в нем узнали
себя. А, может быть, В.Гурьянов - мастер родился из детского счастливого
творчества? В душе рождается восторг узнавания, в большом - малого, в малом
- большого, происходит чудо, когда профессиональное творчество открывает
детство, а детский рисунок становится подлинным искусством. Узнавание Искусства
через радость удивления и познания Искусства через удивление.
Рисунки 7-15-летних,
рисунки взрослых - любителей изобразительного творчества и художника А.Г.Хуторова
размещены в двух других залах с названиями - выражениями того, что художники
чувствовали, когда рисовали:
- Душа города
- Звон колоколов
- Моя улица
- Дома, где жили наши бабушки
- Старый район Казани -
Кировский
- Попова Гора - улица Тельмана
Невольно сравниваешь
“взрослые” рисунки с теми, которые создают образы играя, потому что так
живут. Известно же, что от природы малыши-художники. Взрослея, люди учатся,
поднимаясь на пол-ступеньки, кто на ступеньку, две-три... к высокому искусству.
Это путь учебы, познания. Изостудия Кировского района так и назвала себя
“Ступени”. Сегодня на выставке каждый, независимо от возраста и положения,
на своей ступеньке познания. Это и объединяет всех.
Есть в музейной
студии своя “летопись”: это рисунки АГ.Хуторова. Много лет он рисует сцены
жизни кружка. Может быть, по этим рисункам он создаст большую картину?
В цвете. Многофигурную. В интерьере музея, А, может быть, в интерьере родной
нам библиотеки, или: “На экскурсии в Свияжске”?.. Мечтать не вредно, а
совсем даже наоборот: хорошо. Друг музейной студии известный художник В.К.Федоров
всегда поощряет: Молодцы! Нравится рисовать? Рисуйте и радуйтесь! Это и
происходит с разными людьми: юньми художниками до зрелых мастеров, бабушек
и мам, да просто всех, кто хочет жить с радостью творчества в душе.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТУДИЯ “СТУПЕНИ”
Червякова Н.С., педагог-художник
Увлеченность
искусством во всем его проявлении и серьезное отношение к ремеслу (то есть
труду) художника, стремление понимать и быть понятым, умение жить коллективом
и сохранять свою индивидуальность - это главные столбы сложного творческого
пути нашего художественного объединения. Год создания студии 1991. Да!
Нам будет в ноябре 10. Молоды пока. С 2000 года преподают четыре педагога,
среди которых выпускник студии Александр Иванович Бухараев. По окончании
4-х или 8- летнего обучения некоторые продолжают получать художественное
образование в училище и вузах. Мы участвуем везде, где успеваем и открыты
для любого общения. Самые тесные связи со школьным кабинетом ГМИИ РТ. Объединяет
единое понимание художественного воспитания и образования, широта интересов
и поиск форм общения, деятельности.
В начале этого
учебного года, еще не зная планов друг друга, обе студии стали заниматься
изучением значимых уголков Казани, которые с ужасающей скоростью в нашем
городе исчезают. Прикосновение к прошлому, сохранение архитектурного наследия
в зарисовках, изобразительное фиксирование восстановительных работ стали
общей темой не только планов, но и совместных занятий, экскурсионно- практических.
Результатом такого сотрудничества стала выставка в Центральной библиотеке
ЦБС .
Художник. Он
кто?
Это тот, кто
может завладеть вашим вниманием, показать Вам событие, происходящее в данном
месте, в данное время, событие в цепи событий?
В рисунках
А.Г.Хуторова поражает его живой интерес
к тому, что происходит рядом с ним. С любовью, с большой остоверностью
изображает он интерьер музея, фигуры людей, вызывает в нас, зрителях, ответные
чувства сопереживания, вызывает уважение к деятельности художника, который
может показать нам красоту мгновения жизни. Присмотритесь. И Вас охватит
тихая радость.
А если Вы не
боитесь смятения чувств, ощутить непрекращающееся движение окружающей нас
материи, захотите стать участником непрерывной цепи событий в мире постоянно
меняющихся форм, то остановитесь у картин В.С.Гурьянова, и Вас поразит
искренность художника, его огромное доверие к зрителю. Вы почувствуете
быстрое движение кисти художника, и проникнитесь той возвышенной красотой,
которую он дарит нам, своим зрителям,
и услышите рядом восхищенный голос ребенка: “...
Какой красивый синий... Это мой любимый цвет !!!”
ИНТЕРЬЕР БИБЛИОТЕКИ
Сигульева И.А.., библиотекарь
Выставка работ
детского изобразительного творчества и картин В.С.Гурьянова в интерьере
библиотеки - это уникальный и благородный эксперимент, это - великолепный
симбиоз выставки картин и библиотечного интерьера. Работы Владимира Степановича
с их огромной духовностью, декоративностью живут удивительной и естестественной
жизнью в предметной среде библиотеки, трансформируя ее банальный интерьер
истинными произведениями искусства.
Эмоциональный
заряд так велик, что не оставляет равнодушными как читателей библиотеки,
так и самих библиотекарей, давая импульс для их собственных поисков или
для творчества, вызывая восторженные отклики и споры. Можно сказать о результате
эксперимента - о переоценке эстетических и моральных ценностей зрителей
и читателей. Прекрасный результат, не правда ли?